Коррекция психических процессов

Муниципальное  автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска "Детский сад № 8"

Коррекция психических процессов

 

  

Капризы и упрямство ребёнка.             

 

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

 

Что делать, если ребенок капризничает?

Не потакайте капризам ребенка

Иногда родители позволяют ребенку больше, чем нужно. Очень быстро ребенок начинает считать, что ему можно все. Так продолжается до тех пор, пока не наступит первый отказ. Вот тут-то и начинаются капризы и  истерики.

 Поймите, бездействие иногда хуже действия. Прощая ребенку все, таким образом Вы его балуете. Если ребенок делает, то что Вас не устраивает, нужно сказать ему об этом. Спокойно и обстоятельно объяснить, почему Вы не хотите, чтобы он это делал. Причем, аргументы приводить нужно действительно весомые, а не так: «Я сказала, не делай так!». Ребёнок просто не поймёт, почему не делать так.

Если Вам не нравиться, что ребенок долго смотрит телевизор, скажите ему о том, что Вы беспокоитесь за его глазки, что от телевизора они устают, и что детям можно смотреть его только чуть-чуть. Ребенок обычно начинает капризничать, но Вы как грамотный родитель можете предложить ему заняться чем-то другим (более интересным для него), например, поиграть вместе в его любимую игру, порисовать, на улице погонять  мяч и т.д.. Но если Вы попросите его не смотреть телевизор и ребёнок  начнет плакать и кричать, и Вы уступите, считайте что Вы «проиграли» и теперь ребенок понял, что Вас можно и не слушать, и будет Вами манипулировать. 

Дайте ребенку побыть с самим собой

Прежде всего, научиться внешне спокойно переносить крик ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Нужно понимать, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

    Уделяйте ребенку внимание

Ребенку с самого начала жизни необходима родительская любовь. Однако если он окружен излишней заботой и вниманием, он бессознательно начинает злоупотреблять ими. Так, уже в конце первого года жизни его крик, плач могут означать не только то, что он хочет, есть или пить. Плач становится для него способом позвать к себе родителей, обратить на себя их внимание.

В последствии это может привести к постоянным капризам.

    Не кричите на ребенка

Даже если у Вас уже нет сил, слушать крики и наблюдать безобразное поведение своего ребенка, постарайтесь сдержать себя (Вы все-таки старше) и спокойным тоном объяснить свое решение. Вы пример для своего ребенка, он копирует Ваше поведение.

Не говорите просто «нет»

Иногда бывает достаточно сложно объяснить, почему Вы не разрешаете ребенку что-либо. Достаточно распространенная ситуация: ребенок просит игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать и упрашивать, а родители раздраженно отказывают. Это в корне не правильно. Нужно объяснить почему «нет». Ваш ребенок гораздо умнее, чем Вы думаете, и он тоже имеет право знать, почему у него не будет этой прекрасной на его взгляд игрушки.

Подавайте хороший пример

Если Вы сами все-время капризничаете и ругаетесь, манипулируете близкими людьми и часто кричите, не ждите, что ваш ребенок будет паинькой. Если Вы обладаете большим темпераментом, старайтесь направить его в позитивное русло. Ребенок смотрит на Вас, и как бы это не звучало банально Вы главный для него пример.

Наказывать ли за капризы?

Смотря, что иметь в виду под наказанием. Если шлепать ремнем или ставить в угол, то нет, ни в коем случае! Насилие это не метод. Понравилось бы Вам, если бы муж за Ваше желание купить новую шубу, отлупил бы Вас  или поставил бы в угол? Смешно! Если ребенок капризничает, его нужно лишить внимания и дать понять, что Вам это не нравится, и что Вы не обязаны его слушать, пока он не начнет вести себя более благоразумно.

Между вами и ребенком есть одно большое отличие: Вы старше, а значит должны быть более сдержанны и уравновешены. Должны быть в состоянии объяснить ребенку, что он не прав и почему Вы делаете именно так, а не иначе. И тогда дети начинают вести себя также.Главное найти подход к своему ребенку, тогда и капризов станет гораздо меньше. Любите друг друга и относитесь с пониманием!

 

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

 1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.

3. Упрямство в более  старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

 4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.

 5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

 8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

 

 

Что могут сделать родители

для преодоления упрямства и капризности у детей:

 1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

 5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и спокойно  увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.

 7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, мяч,)!" Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса. Следующие моменты очень важны в предупреждении и борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

 

 

 

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ.

 

• когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;

• когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;

 • во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);

 • после физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);

 • когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался; • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;

 

6 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

1. Наказание не должно вредить здоровью.

 

2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя).

 3. За 1 проступок - 1 наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

 5. Надо наказывать и вскоре прощать.

 6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

 

 

Что могут сделать родители в период кризисных проявлений,

как реагировать на капризы и упрямство?

 

 1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

 2. Как только ребенок начинает капризничать, оставайтесь рядом дайте ему понять, что вы его понимаете. Откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.

3. Если вам не удалось сделать это, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте отвести душу, но не принимайте в этом участия.

 4. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше его взбудоражат.

 5. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

 6. Не сдавайтесь даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и спокойно  увести.

7. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, чтобы он не делал. Главное - это как можно меньше вмешиваться и торопить ребенка.

8. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за  пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы все равно его любите и убеждены: он никогда больше не будет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется. Подобный разговор с малышом необходим. Чтобы у него не возникло чувство вины, как это не редко случается после бурных всплесков гнева.

 9. Используйте отвлекающие маневры. К примеру, ваш малыш не хочет, есть, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте на стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает весь обед.

 

10. В три года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

 

Материал для вас подготовила воспитатель Евтушенко Е.В.

 


 

  

 Взаимосвязь эмоций и настроения

    Эмоции и общение имеют огромное значение как для общего развития малыша, так и для развития его способностей. Иногда возникают ситуации, когда ребенок имеет музыкальные или другие способности, но не хочет ходить на занятия, потому что ему не нравится педагог или обижают сверстники. Поэтому важно понимать настроение ребенка, учитывать особенности его взаимоотношений с другими детьми, а не только его достижения.

    Эмоциональные переживания сопровождают ребенка и в творчестве, и в игре, и в общении. От эмоционального благополучия зависит успешность любой деятельности.

Комфортное общение — условие не только для познавательного, творческого, но и для социального развития.

Ласковое обращение, уважение, поддержка вселяют в ребенка уверенность в своих силах, ему хочется радовать взрослых своими достижениями. Особенно сильно в этом нуждаются неуверенные, тревожные дети.

Слишком строгое отношение может привести к нежеланию ребенка чем-либо заниматься, пробудить в нем строптивость или замкнутость. Если ребенок не хочет идти на занятия, узнайте почему — так вы предупредите нежелательные последствия. Если он не хочет говорить об этом, можно использовать цветовой тест эмоциональных состояний для выявления настроения ребенка на занятиях.

Общение со сверстниками, которое возникает во время игр, занятий, совместных действий, всегда эмоционально окрашено, а переживания разнообразны.

В командной и групповой деятельности ребенок учится убеждать, доказывать, высказывать свое мнение, увлекать за собой других, нести ответственность. Такие качества являются признаками лидерских способностей. Кроме того, дети ценят веселый нрав своего командира, умение придумывать интересные игры и занятия.

Занимаясь в спортивных секциях, ребенок узнает, что такое «командный дух», «воля к победе». Находясь в спортивном лагере, на сборах, дети постигают азы самостоятельности, учатся навыкам самообслуживания, умению постоять за себя, сотрудничать с товарищами по команде, проявлять солидарность. Такие качества необходимы не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для развития личности, ее взросления.

Некоторые дети любят находиться в центре внимания. Им по душе роль артиста, и не свойственно стеснение, им нравится производить впечатление на аудиторию.В играх со сверстниками они подражают любимым киногероям, любят рассказывать о чрезвычайных событиях, которые произошли с ними, преувеличенно переживают. Все это — признаки сценических способностей, где ценятся эмоциональность, разнообразие мимики и жестикуляции, непосредственность.

Положительные эмоции, интерес к занятиям, доверительное отношение к тренеру, товарищеское, дружелюбное общение со сверстниками имеют огромное значение для развития способностей и достижения успехов.

• Эмоции и общение тесно взаимосвязаны. В общении со взрослым-педагогом развиваются не только отдельные способности, но и социальные навыки, формируются черты характера ребенка.

• В общении со сверстниками у детей проявляются и вырабатываются коммуникативные и организаторские способности.

• Живость эмоций, мимики, жестикуляции, непосредственность на сцене — признак творческих способностей.

• Эмоциональное состояние во время занятий может как стимулировать развитие способностей, так и тормозить их. Положительные эмоции ускоряют развитие способностей, отрицательные — замедляют.

• Если ребенок не хочет ходить на занятия, узнайте причину, поговорите с ребенком, понаблюдайте за тем, как он занимается, проведите диагностику настроения с помощью цветового теста эмоциональных состояний.

 


 

"Развиваем мышление, мелкую моторику,воображение в домашних условиях"

   

Мышление, воображение, изобретательность помогут развить следующие упражнения:

«Дорисуй»: на листе  нарисуйте контуры геометрических фигур или  любые другие, попросите ребёнка к ним пририсовать, дорисовать какие-либо детали, но так, чтобы получился реально существующий предмет (н-р, из квадратов могут получиться предметы квадратной формы – телевизор, шкаф, стул и пр.).

«Кляксы»: предложите ребёнку капнуть на лист бумаги каплю разведённой гуаши и раздуть её в разные стороны, попробуйте вместе рассмотреть получившееся изображение и увидеть сходство с реальными или необычными предметами, животными и пр.

«Бусы»: на листе бумаги нарисуйте воображаемые цветные нити, попросите ребёнка нарисовать на них бусы, выполняя условия, н-р, они все должны быть квадратные, 1-я – жёлтая, 2-я – синяя и таким образом чередуя их заполнить всю нить и т.п. Задания можно усложнять, варьировать, ребёнок сам может придумать свой бусы.

«Продолжи ряд»: на листе в начале строки нарисуйте в определённой последовательности несколько фигур, цифр, легко рисующихся предметов, попросите ребёнка рассмотреть и установить данную последовательность и самому её продолжить рисовать.

«Сравни, придумай»: дайте ребёнку 2 любых предмета, попросите, чтобы он нашёл что-то общее в них, а затем различное, отметил как можно больше таких признаков, а затем придумал, как можно использовать данные предметы, но не только по прямому назначению.

 

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься  дома.

 

O  Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

 

O  Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

 

O  Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных геометрических фигур, букв, цифр с закрытыми глазами.

 

O  Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

 

O  "Повтори движение" Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру".

 

O  Игры с предметами домашнего обихода. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

 

O  Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.


 

Развитие восприятия у дошкольников


 

 Развитие у дошкольников воображения


 

Особенности развития памяти у дошкольников

Дата последнего обновления страницы 18.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения